alexey_donskoy (alexey_donskoy) wrote,
alexey_donskoy
alexey_donskoy

Category:

Ко дню рождения Чебоксарского тракторного

25 октября 1975 года считается днём рождения Чебоксарского тракторного завода.
В этот день был принят ОТК бульдозер Т-330.
А строительство завода началось 12 января 1972 года, и был завод Всесоюзной Ударной комсомольской стройкой.
Это сегодня, спустя 40 лет, мы рассуждаем о том, реально ли построить Волжскую скоростную магистраль за пять лет. Можно ли сравнивать несравнимые времена и объёмы - не знаю, но, как бы то ни было, за тот же срок ЧЗПТ был построен и стал давать продукцию.

Градообразующим заводом ЧЗПТ назвать, конечно, нельзя, но целый Новоюжный район строился и предназначался для будущих работников тракторного:

Чебоксары. Промтрактор и Новоюжный район
Чебоксары. Промтрактор и Новоюжный район (все фото по клику открываются в большом размере!).

Главная магистраль, огибающая завод и проходящая через весь район - проспект Тракторостроителей. В середине его, перед заводом, на постаменте стоит тот самый первый трактор Т-330:

Вид на ЧЗПТ. Первый трактор Т-330 на постаменте

[Раскрыть пару фото исторического бульдозера Т-330]
Чебоксары. Вид на ЧЗПТ. 80-е годы
Чебоксары. Вид на ЧЗПТ. 80-е годы (источник: foto.cheb.ru).


Первый трактор Т-330 на постаменте у завода
Первый трактор Т-330 на постаменте у завода.

Первый бульдозер Т-330 в Музее трактора
Т-330 в Музее трактора.

С тех пор, конечно, сменилось название: в 1993 году ПО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» преобразовано в ОАО «Промтрактор», в 2002 году представлен бренд «ЧЕТРА», а в 2005 году ОАО «Промтрактор» вошло в состав ООО «Концерн Тракторные заводы»:

Концерн Тракторные заводы

Сегодня ассортимент продукции широк: это и бульдозеры - гусеничные и колёсный, и трубоукладчики (до 104,5 тонн!), и экскаваторы, и даже вездеходы:

Продукция ОАО "Промтрактор"

Почти всю эту продукцию нам удалось посмотреть и даже провести тест-драйв!
Итак, отправляемся на экскурсию по цехам завода:

Центральная проходная ОАО "Промтрактор"
Центральная проходная ОАО "Промтрактор".


Да, специально для тех комментаторов, которые хотели бы видеть полный цикл производства, скажу, что ещё в советское время была предусмотрена кооперация со смежными предприятиями.
Так, гусеницы и ряд деталей ходовых систем для промышленных тракторов с 1985 года производятся на ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», который ныне тоже входит в концерн Тракторные заводы:

Машиностроитель России
Памятник "Машиностроитель России" перед проходной ЧАЗ.


Но вот мы на заводе.
Самое сердце производства.

Металлообработка на Промтракторе осуществляется с достаточно высоким уровнем автоматизации.
В цеху трансмиссий, например, работает японская автоматическая линия MAZAK:

Автоматическая линия MAZAK



Один из обрабатывающих центров автоматической линии:

Один из обрабатывающих центров автоматической линии

Инструментальный магазин обрабатывающего центра:





Пульт управления линией:

Автоматическая линия

Одна из производимых здесь деталей:



Ещё на заводе есть ряд автоматических линий, работающих с 80-х годов.



Также здесь используются немецкие универсальные обрабатывающие комплексы SCHIESS:





Автоматические линии обслуживаются робокарами, которые перемещают заготовки и детали с одного обрабатывающего центра на другой. Робот перемещается медленно, точно повторяя колёсами собственный след на цеховом полу; следует важно, как слон, не обращая внимание на моськами суетящихся вокруг журналистов:



Я проявил уважение к степенной работе этого агрегата и не стал заступать ему дорогу, чтобы проверить его защиту от столкновения с препятствиями. :)
Увлекательное зрелище движения этих роботов и их взаимодействия с обрабатывающими центрами смотрите на видео в конце поста.



Здесь производится одна из операций металлообработки.
Один из участников пресс-тура упросил показать её без защитного кожуха, поэтому фреза отведена от детали, хорошо видна только струя смазочно-охлаждающей жидкости:

Металлообработка со смазочно-охлаждающей жидкостью

Одна из деталей, сошедшая с обрабатывающего центра:



Ещё склад заготовок (или готовых деталей?):



Малая механизация, естественно, тоже присутствует:



Технологическая оснастка, которую меняют при перенастройке линии на другую продукцию:

Технологическая оснастка

Ежедневно завод может изготавливать несколько совершенно разных моделей тракторов, трубоукладчиков и даже экскаваторов, а переналадка гибкой автоматической линии сводится к замене оснастки и загрузке нужного программного обеспечения.
Моя родная кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок (ныне ""Системы автоматического управления электроприводами"), со специализацией в том числе по робототехнике и автоматике технологических комплексов, готовила инженеров, которые принмали участие в наладке и эксплуатации всей этой автоматики...


Все детали производства за пару часов осмотреть, естественно, невозможно.
Поэтому вот, навскидку, ещё один интересный цех - здесь делают все электрические соединения.
Нарезают провода, маркируют, собирают их в жгуты и монтируют на контактные колодки.
Представляете всю сложность тракторной электрики? Вот только одна часть:



Посмотрим, что происходит с проводами в этом цеху.

Здесь набирается текст, который нужно напечатать на проводе:



Здесь идёт печать на провод (как на обычном струйном принтере):



Здесь провод отрезается в нужном месте, причём концы хитро зачищаются от изоляции:



Здесь на провод обжимом устанавливаются контакты:



Вот такой получается результат:



В конце концов маркированные провода вяжутся в жгуты на специальных стендах:




Далее мы осматриваем покрасочный цех.
Перед покраской все детали тщательно очищаются от возможной ржавчины при помощи пескоструйной обработки мелкой дробью. Каковая всё-таки умудряется миновать сетки и мусорные ящики, и попадает даже на пол:



Шикарные фото космонавтов из фантастического боевика с краскопультами наперевес вышли у z_alexey, а меня грубо оттолкнул какой-то москвич при камере, и получилась только пара фотографий через окошко:



Затем с окрашенной детали удаляются натёки в ненужных местах, и она отправляется на сушку:




А мы плавно переходим в другой цех - сборки кабин.
Кабины собираются не на главном конвейере, а как отдельный агрегат, который потом просто будет установлен на место:



Сборочный чертёж кабины:



Кабина - сложное устройство, с дисплеями и джойстиками, а также удобными сидениями и, если надо, кондиционером. И ещё кучей каких-то механизмов, назначение которых осталось для меня загадочным. Вот эта загадочная часть кабины:



Разбирая фотографии, заметил интересную деталь:



Поскольку в цеху вроде бы нет процедур, требующих очищенной воды, возможно, этот фильтр для воды питьевой?

А вот здесь, надо полагать, одно из требований системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2000 - чёткий порядок выявления проблем и их устранения:



А вот текущий план цеха по дням:



Однако, разнообразие!




Ну а теперь мы направляемся на главный сборочный конвейер:





Сам конвейер представляет собой железный транспортёр огромной грузоподъёмности.
Одновременно перемещать десяток находящихся на нём тяжёлых тракторов - удовольствие не дешёвое.
Поэтому, когда день выдаётся не сильно загруженным, трактора с места на место передвигают портальными кранами.
Ими же подносятся к месту сборки готовые агрегаты и узлы, включая вышеописанные кабины.
Половина зала представляет собой оперативный склад комплектующих:



Вот ещё типичный ящик с болтами, шпильками и гайками различных размеров:



Когда сборка только начинается, кажется, что конструкция на изумление проста:



Затем рама постепенно обрастает деталями:



крупными узлами:



агрегатами:



Кому интересно, можете подробно посмотреть, какие операции выполняются на кждом месте конвейера:



[Ещё 7 сборочных постов и другие фото]














Кроме плакатов и сборочных чертежей, используются и обучающие программы, которые показывают процесс сборки на большом телевизоре:



Да, между делом заметил мощные аккумуляторы для трактора:




Вот так всё это движется, вперёд и вперёд:



Наконец, установлена и кабина:



Теперь осталась установить заказанное навесное оборудование:



и одеть гусеницы:



Полностью процесс "обувания" (одевания гусениц) показан на видео.
Я же, вспоминая, как в детстве натягивал резиновые гусеницы на ГДРовский игрушечный бульдозер с мотором, даже не подозревал, что в действительности это делается при помощи самого трактора!

Да, ещё на заводе любят шокировать избалованную автоматикой публику классическими "ломом, кувалдой и какой-то матерью" - есть места, где нужна и кувалда :)



И вот - готовая продукция на выезде из цеха!




В ассортименте - широкая линейка бульдозеров разного веса, мощности и назначения, а также трубоукладчики:



Между прочим, тракторы ЧЕТРА - самые крупные в России! На фото Алексея Заболотнова - я на капоте Т-35:

Т-35 - хороший размер! (фото Алексея Заболотнова)

Промтрактор теперь даже экскаваторы выпускает:



И те, и другие управляются, представьте, джойстиками!
Техника всё более становится похожа на компьютерные игрушки:



И вот здесь исполнилась мечта моего детства!
Нет, конечно, на тракторе я тоже поездил, но что грезил об этом с детства, сказать не могу.
А вот экскаватором поуправлять - это да!!!

z_alexey любезно сфотографировал меня за рулём джойстиками экскаватора:

Я управляю экскаватором (фото Алексея Заболотнова)

Я был в полном восторге от плавности и отзывчивости управления.
Если заводские пилоты-асы на шоу аккуратно закрывают отвалом спичечный коробок, то даже я на экскаваторе, кажется, смог бы его аккуратно открыть! :)

Аналогично на порядок мягче и сцепление экскаватора. Ну что тут скажешь, машина элитная.
Но сравнивать их, вообще-то, ни к чему - назначение разное.
А какие танцы может вытворять бульдозер - смотрите далее на видео!

В заключение исполнительный директор ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» Виктор Четвериков провёл брифинг:



Рядом с кучей диктофонов стоит valerkka, спасибо ему за приглашение на пресс-тур и организацию!

А я пока покажу заводскую доску почёта:

Лауреаты премий ЧЗПТ

Золотые кадры ЧЗПТ

Ещё раз поздравляю всех работников завода с днём его рождения и желаю новых эффективных разработок, больших заказов и успешных результатов!

Чебоксары. Проспект Тракторостроителей


Другие материалы по теме:

Герои нашего времени – машиностроители ("Советская Чувашия", 22.10.2013)
z_alexey: Как это работает: завод по производству тракторов. Часть 1 и Завод «ПРОМТРАКТОР» – увидеть производство своими глазами
baryshov: Завод Промтрактор. Как собирают трактора ЧЕТРА и Показ промышленных машин ЧЕТРА
aslan: Как делают бульдозеры "Четра"
• РБК: Чебоксары и Чебурашка: как столица Чувашии рубит окно в мир


Кстати, здесь я не удержался, поставил в пост широкие фотографии (1024х768, что хорошо для просмотра на широком дисплее). Скажите, продолжать ли показывать фото в таком размере или делать поменьше - для дисплеев формата 4:3 и, может быть, планшетов с нетбуками и даже смартфонов?
И не забывайте, что всегда по клику можно открыть фото в большом размере (сейчас делаю 1600х1200 и больше при необходимости)?

Какие фото вам удобнее смотреть во френдленте?

800х600 (удобно для смартфонов, нетбуков, дисплеев 4:3)
1(33.3%)
1024х768 (для широких дисплеев)
2(66.7%)
Одно маленькое фото для френдленты, а под катом хоть километровые
0(0.0%)


А кому из участников пресс-тура интересно посмотреть на себя, все остальные фото у меня в альбоме: http://fotki.yandex.ru/users/simulators/album/150703/


И в заключение - презентую Промтрактору ролик, о котором говорилось выше: с полётом, тракторными танцами на льду, процессами металлообработки и сборки, роботами и пультом управления экскаватором - и, самое главное (где ещё такое увидите!), процессом "обувания" трактора:


Tags: Промтрактор, ЧЕТРА, ЧЗПТ, Чебоксары, блог-тур, завод, пресс-тур, промышленность, сделано у нас, технологии
Subscribe
promo alexey_donskoy december 22, 2016 21:12 2
Buy for 10 tokens
Данный текст способствует делу Света. Ночной Дозор С праздником всех энергетиков и всех причастных! И вообще пользователей электричества - то есть всех. :) Кстати, "я и сам гаишник" энергетик, как сказал бы Тимур Шаов, потому поздравления тоже принимаю :) По этому поводу вспомню те…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments